Массаж тела в истории. Японский массаж слепых

Массаж тела в истории. Японский массаж слепых

Легенда о японском слепом массажисте Ичи. Японский массаж слепых.

Образ рыцаря, у которого вместо сверкающих доспехов лишь массажный коврик и спрятанный в трости меч, мне всегда казался очень «вкусным». Не то чтобы «без страха и упрека», но с чем-то большим, на уровне просветленного существа. Свободного, незаметного, который смотрит в суть людей и как-то меняет мир.

В пору моего страстного увлечения каратэ, мне посчастливилось общаться лично с великими мастерами. Тесухико Асаи, Микио Яхара, Кейго Абе, Садашиге Като, Танака Такенори. Не редко, после изматывающих тренировок для черных поясов нам давали элементы интересного массажа тела. 

Некоторые физиологические эффекты этой техники массажа были для меня тогда очень странными. Например, перед массажем ног, когда и ходишь-то с трудом от усталости, надо было бежать, что было сил с максимальной скоростью. 

Что-то включалось и массаж для снятия усталости уже «ложился» легко.

Мы делали массажи друг другу в одежде, потом уже по памяти записывая алгоритмы в блокноты. А, во время уроков массажа, бывало, нам рассказывали поучительные дзенские притчи или передавали философские размышления. Одна из них была о мировой системе правосудия.

Как в мире устроена система регулирования криминальных законов:

- Один человек другому сделал зло, нарушил закон (зло). Другой человек, зная об этом, не донес в полицию (добро, для него). В итоге, получается безнаказанность, и первый в будущем повторяет преступление. Т.е. (зло) выросло.

«зло» + «добро» = «зло»

- Хорошему человеку (добро) делается преступление (зло). – Зло растет.

«добро» + «зло» = «зло»

- Хорошему человеку помогают, это всегда хорошо

«добро» + «добро» = «добро»

- Преступника наказывают, например штрафом или тюрьмой, это хорошо.

«зло» + «зло» = «добро»

Но, тут есть подвох – «правосудие слепо» и далеко не всегда тюрьма из преступника делает хорошего человека или штраф повысит осознанность. Так родилась, достаточно редкая, восточная концепция «странствующих высоко-осознанных рыцарей». 

Они воспринимают преступника, как человека, зараженного болезнью – агрессией в той или иной формой. И, видя причину, «лечат» пациента от болезни. Для этого были разработаны удивительные методики типа «черное зеркало, поглощающее агрессию». Рыцари вызывают огонь на себя, провоцируют и, будучи неуязвимыми, делают так, что человек начинает бороться сам с собой. В какой-то момент агрессия иссякает и, далее идет реабилитационная беседа об осознании мотива. (Похожа ли методика на исцеляющий массаж?)

Эти люди одиночки, предельно высоко - квалифицированные и зрелые. В древней Японии издревле существовали странствующие касты незаметных людей. Это музыканты и слепые массажисты. Эти две группы были максимально «социально защищенные». По специальному указу сегуна, массажем могли в тот период заниматься только слепые. Обязанности массажиста включали в себя также функции костоправа, специалиста по иглоукалыванию и просто терапевта по лечению тела. Как правило, массажисты (анма) бродили из деревни в деревню, оказывая свои услуги массажа.

«Понятно, что со временем, по мере возрастания городской культуры, многие анма поселились в городах, преимущественно — при борделях, что довольно негативно отразилось на репутации профессии массажиста. 

После Второй Мировой, генерал Макартур запретил, помимо прочих национальных классических институтов, также и гильдии слепых массажистов. 

Потребовалось вмешательство знаменитой активистки Хелен Келлер, выступившей с докладом, что запрет анма обрекает на голодную смерть сотни слепых, чтобы оккупационное правительство отменило запрет.

У слепых людей во времена сегуната было три гильдии — Тододза (мужская, массажисты), Годзэдза (женская, музыканты) и Мосодза (снова мужчины, снова массажисты, но только в западных областях страны). Частичка ”дза” в названии гильдии — это, собственно, слово ”гильдия”.

В Тотодзе была строгая иерархия из 73 рангов. Высшие члены гильдии состояли на зарплате при императорском дворе и могли обладать титулом типа ”старший по религиозным вопросам”. Младшие — частенько умирали где-нибудь в канаве. Все 73 ранга делились на четыре категории — кэнгё, бетто, кото и… дзато».

В кино тема «слепой массажист – рыцарь» очень популярна. Прежде всего, классический фильм «Дзатоичи» 座頭市с Синтаро Кацу (26 серий, в каждой из которых есть сцены массажа), теле сериал (112 серий) и высокобюджетный фильм с Такеши Китано (Затойчи). Исходя из имени главного героя Дзато-Ичи, он был хорошим массажистом самого маленького ранга в иерархии.

В фильмах обыгрываются около массажные сценарии. Например, во втором фильме (из 26-ти) Дзатоичи делает массаж тела высокопоставленному феодалу и по поведению во время массажа понимает, что тот тронулся рассудком. 

Свита, принимает решение убить слепого мастера массажа, чтобы сохранить врачебную тайну. В третьем, он делает массаж самураю, вставшему на путь преступлений, и тот не заплатил ему. Обычно, во время массажа простые люди сетуют на свои проблемы и Дзатоичи узнает ситуацию в деревне. 

Сам массаж достаточно интересен, он делается активно в одежде. Преимущественно приемы выжимания и жесткого растирания. Любо дорого смотреть, как самураи после физической нагрузки разбиваются по парам и спокойно массируют друг друга. У нас (пока?) еще нет такой глубокой культуры массажа.

«Слепой массажист почти как мебель. Его никто не замечает. Первый фильм про Дзатоичи очень сильно акцентирует на этом внимание. В первых кадрах картины радостные люди отмечают ханами и смотрят на падающие цветы персика. Камера неловко делает шаг назад и мы видим, что человеку на первом плане все это время делал массаж незаметный массажист. В другой сцене бандиты обсуждают нападение на врагов и неожиданно обнаруживают, что все это время в комнате сидел Дзатоичи. Его просто не заметили. И это повторяется раз за разом».

Это ли не Свобода? По своему опыту знаю, как легко путешествовать массажистом, практически везде можно найти кров и еду. По большому счету, если ты профессионал, то не важно в какой стране. 

Как-то на семинаре Танака Такенори, рассказывал что его очень любят приглашать с семинарами в Россию. Он считает, что здесь важный аспект и в том, что не требуется повышенных дополнительных расходов. В гостях у кого-нибудь, можно спать прямо на сундуке в коридоре (не притязательный). Всем сделает массаж, так как опытный костоправ, хорошо готовит национальную японскую еду, может что-то починить по дому… да и просто мудрый человек. Когда я слушал это и смотрел на него, ко мне пришла мысль, а ведь он свободен и живет в свое удовольствие. Это ли не Счастье?

P.S.: «Страница одного из томов богато иллюстрированных фотографиями трудов Джона Стоддарда из опубликованной им в 19-20 веках серии "Лекции о путешествиях по разным странам мира с фотографиями", 1897 года издания, Бостон, США. Фото, показывающее, как в те времена в Японии выглядела процедура массажа женщинам. И фото изображающее японских массажистов тех времен.

Посох в руках массажиста свидетельствует о том, что он является незрячим (а согласно японской поговорке: "Слепой массажист на вес золота"). То, что запечатленный на фотографии массажист держит во рту, не является приспособлением для курения. Это своего рода специальный музыкальный инструмент, способный издавать две определенные ноты, называвшиеся в то время в Японии "звуком массажиста", сообщающими жителям городов о его приближении».

Цитаты Феликса Зилича и из книги Е.Н. Залесовой Энциклонедия лечебного массажа и гимнастики. Оригинальное издание начала 20 века. "ТрастПресс" 1999г.

Николай Монахов