Массаж шоу. Театр прикосновений, массажа, эстетики - за и против.

Массаж шоу. Театр прикосновений, массажа, эстетики - за и против.

Здравствуйте! Не подскажете, где можно подробнее узнать о лимфодренажном массаже Ги Дюмона? Нет ли в открытом доступе статьи "Guy Dumont: Художник от массажа" из журнала "Массаж. Эстетика тела" №2 2006г? А также интересно, что за массаж шоу он проводит?

- Это пп шоу массаж? Хотя, вроде, этот массажист делает и лимфатический массаж тела, лица, но обставляет как яркое, эффектное шоу. Но каков эффект выполняемого массажа, применяемых массажных техник – остаетя за кадром.

- Почему-то в голову пришло эротическое шоу массаж. Да, он действительно делает массаж лимфы, но это, скорее, из области шоу-бизнеса. И ставка – на зрелищность.

- Года два-три назад Ги Дюмон приезжал в Киев,выступал на выставке и проводил семинар. Про Ги Дюмона есть только одно упоминание на сайте журнала и то, в виде копии статьи 2008 года:

За последние несколько лет массаж приобрел новую ипостась. Наряду с традиционной серьезной лечебно-профилактической сферой деятельности в общей структуре массажа появилось развлекательное направление. И появился театр массажа.

Массажные шоу - представления «Магия прикосновений», театры массажа, игровые соревновательно-показательные выступления «Битва титанов», рекламные презентации массажных школ – вот далеко не полный перечень шоу-программ, основным элементом которых является массаж. Что это? Процесс развития или деградации специальности? Благо или зло?

ШОУ-БИЗНЕС (show business) – коммерческая деятельность, имеющая целью извлечение дохода в сфере развлекательных зрелищ. К шоу-бизнесу относят такие виды деятельности, рассчитанные на массовую аудиторию, как музыкальная эстрада, киноиндустрия, а также многие другие, близкие к ним

по функциональному назначению: зрелищные спортивные состязания, конкурсы красоты. В предельно расширенном истолковании считается, что шоу-бизнес – это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актеров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видеоклипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего.

По сути, перечисленные виды деятельности относятся к рекламному шоу – распространению сведений о ком-либо, о чем-либо с целью создания известности и популярности в форме пышного сценического зрелища, действию с участием известных актеров, спортсменов и т. д. И все это – шоу-бизнес. Но театр прикосновений и массаж имеют что-то общее? Возникает резонный вопрос: «А при чем здесь массаж?» Но давайте все по порядку.

Немного истории. Первые коммерческие зрелищные мероприятия проводились еще в Древнем мире. В Древней Греции любимыми видами развлечений являлись театр и спортивные состязания, а в Древнем Риме наибольшей популярностью пользовались бои гладиаторов. Если театральные постановки требовали от зрителя некоторой культурной подготовки, то созерцанием спортивных и гладиаторских турниров могла наслаждаться самая невзыскательная публика. Соответственно, с самых ранних моментов истории шоу-бизнеса обозначились непростые взаимоотношения между коммерческими зрелищами и более культурными видами досуга: зрелища более демократичны, но гораздо менее способствуют развитию личности.

Сегодня зрелища решительно потеснили более элитарные виды искусства. Создалась ситуация, когда даже «высокое» искусство вынуждено использовать опыт шоу-бизнеса: вряд ли какое-либо явление культуры, художественное событие, произведение творчества и т. д. будет замечено общественностью и получит признание, если оно не обретет форму шоу. По мнению многих деятелей от искусства, успешно встроившихся в эту систему, рыночные отношения – единственный способ «спасти» культуру. Так появился красивый лечебн массаж тела, взявший за основу ранее использовавшийся в шоу-бизнесе эротический массаж.

Шоу-бизнес как предпринимательство. Главным механизмом, диктующим «правила игры» в шоу- бизнесе, является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий, – как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама.

Кстати, споры о том, чем является массаж – наукой или искусством, ведутся достаточно давно. Элементы индивидуального творчества присущи любому массажисту при выполнении даже самой детально проработанной массажной методики. Человек, к счастью, не машина.

Высокий спрос на зрелища привел к появлению профессиональных организаторов и профессиональных исполнителей. Главным лицом становится не артист, а продюсер (от англ. produce – продавать), который не только финансирует проекты, но и диктует артистам, исполнителям имидж и репертуар, подбирает техническое обеспечение, ведет переговоры со СМИ и т. д.

Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары. Успех любого шоу-проекта зависит от его соответствия изменчивым вкусам зрителей, поэтому продюсер должен не только быть специалистом по инвестициям и рекламе, но и глубоко разбираться в массовой культуре, «чувствовать зрителя». Поэтому широкое распространение получил, по сути, любой массаж красивой девушке, что воспринимается как хорошо продающаяся эротика.

Производство «звезд» происходит тремя путями. Бывает, что талантливые артисты, исполнители (одновременно шоумены) сами повышают свое мастерство, зарабатывая деньги клубными выступлениями, на свои средства записывают успешный альбом и лишь затем подписывают контракт с какой-либо известной фирмой. Другой вариант – это поиск продюсерами потенциально хитовых исполнителей наугад (в частных клубах, в записях, поступающих «самотеком» в звукозаписывающие компании и т.п.). Основным вариантом, однако, является конкурс исполнителей под конкретный продюсерский проект, когда не исполнитель ищет подходящего продюсера, а, наоборот, продюсер выбирает подходящего претендента на роль «звезды».

Лишь наиболее популярные «звезды» могут рассчитывать вместо фиксированного гонорара на процент от чистой прибыли при гарантированном минимуме. В результате их доходы достигают поднебесных высот. Однако это случается как исключение из правил, а «творчество» большинства исполнителей является товаром «одноразового потребления» – пока поддерживается спрос и существует мода.

Шоу-бизнес, как часть массовой культуры.

Особенно стремительно шоу-бизнес стал развиваться в странах западной цивилизации в последней трети ХХ века. Люди, живущие в странах «золотого миллиарда», изъявляют желание и получают возможность удовлетворять свои постоянно возрастающие потребности в досуге. Именно для удовлетворения вкусов «массовой публики» изыскиваются все новые способы развлечения – таланты, эпатирующие зрелища, дорогостоящие шоу, высокие технологии. За пределами стран европейской цивилизации шоу-бизнес развивается менее активно как одно из проявлений вестернизации и американизации.

Издержки подобного подхода видны уже сегодня. Особенно очевидны эти процессы в классических видах искусства. Круг его широко известных деятелей составляют теперь не мастера, творящие для знатоков и ценителей, а те, кто получил одобрение в коллективном сознании, кто обозначил свое творчество как товарный бренд. Успех артиста оказывается обеспечен не только (часто – не столько) его талантом и мастерством, сколько соответствием виртуальным культурным ценностям, к достоинствам самого искусства часто не имеющим никакого отношения.

Массаж как шоу-бинес.

 Все вышеперечисленное до недавнего времени относилось к традиционным для шоу-бизнеса видам деятельности. Совсем недавно шоу- бизнес вошел в ранее несвойственную для него медицинскую и оздоровительную сферу. Основной принцип шоу в медицине – «лечение должно быть с удовольствием». Красивый массаж должно быть приятно смотреть.

Фитнес- и велнес-клубы стали зазывать клиентов лозунгом: «активным образом жизни убежать от проблем со здоровьем». Из обычных санаторно-курортных учреждений начали образовываться так называемые спа- курорты. Спа по своей сути как раз и представляет собой шоу для одного. Вокруг одного клиента разыгрывается целое театральное действо. Именно он, клиент, играет в этом спектакле главную роль. Воздействие на 5 органов чувств (слух, зрение, вкус, осязание, обоняние), максимальное внимание ко всем его пожеланиям со стороны обслуживающего персонала, сервис на высочайшем уровне – вот основа спа. Однако в настоящих спа за всеми этими декорациями и антуражем все-таки скрываются действительно лечебно-оздоровительные процедуры, при исключении которых, заведение может легко превратиться в массажный салон пикантного назначения. По своей сути даже самый красивый массаж в шаге от того, чтобы стать эро шоу.

Как правило, индивидуальное шоу рассчитано на категорию клиентов среднего возраста, уже состоявшихся в профессии и платежеспособных. Молодое поколение вслед за старшим является только перспективными клиентами, так как учится на их примере, «что значит быть успешным в жизни человеком» и какие для этого нужны условия и аксессуары.

Другое дело – рекламное шоу, то есть общественный показ, чаще на выставках и корпоративных праздниках, работы конкретного «мастера» массажа. Цель подобных мероприятий – привлечь на обучение новую партию учеников, а для конкретного массажиста или массажного салона – новых клиентов. Ну и если массажист делает массаж красиво, у него появляется еще один источник дохода и рекламы – качественное, эстетическое видео.

Увы, но зачастую происходит путаница понятий рекламного шоу и мастер-класса. Мастер-класс дает возможность увидеть не только доведенную до совершенства технику исполнения массажа, но и правильную постановку рук, движения тела, дыхания массажиста, которые позволят не только не уставать во время проведения сеанса массажа, но и получать удовольствие от проделанной работы.

Тем не менее, мастер-классы рассчитаны на профессиональную публику и, по определению, лишены зрелищности, в отличие от рекламного шоу, задача которого не научить, а удивить. Соответственно, мастер-класс – это дорого, рекламное шоу – бесплатно. Но, как известно – «бесплатный сыр бывает …».

- Ну, это же шоу, а не реальный полезный массаж! Я против того, чтобы мешать шоу-бизнес и медицину, направлением которой и являются разные виды массажа.

- Ничего плохого в шоу не вижу, тем более, такие видео создают информационную среду для массажа. И если мастер снимает свои сеансы, с согласия клиенток, естественно это только плюс.

- Я за массаж-шоу, только если девушке, женщине выполняется настоящий лечебный или эстетический массаж. Так делает мой массажист. Я даже стала участницей массажного видео, демонстрации техники лечебного массажа тела. Считаю нормой снимать видео ролики.

- Неоднозначный вопрос. С одной стороны – такие ролики дают потрясающий учебный материал по разным техникам массажа. С другой стороны у некоторых массажистов сеанс становится исключительно шоу, и они гонятся за зрелищностью,  не за результатом.

Прокомментировать, обсудить прочитанное можно на нашем форуме

Подготовлено специально для сайта Красотуля.ру